- Профессиональное звуковое оборудование обеспечивает проведение концертов, конференций, презентаций, симпозиумов в актовых и конференц-залах, переговорных комнатах, учебных аудиториях
- Хороший звук зависит в первую очередь от правильного выбора аудиотехники, которая должна соответствовать размеру и дизайну помещения, его акустическими особенностям
Микрофоны Видео звукового оборудования
Акустические системы
Профессиональная акустика
Отличительные особенности профессиональной акустики:
- Высокая чувствительность (более высокая чувствительность колонок позволяет использовать менее мощные усилители)
- Высокий показатель звукового давления (именно этот показатель, а не мощность системы, более важен в условиях большого числа слушателей)
Активные и пассивные акустические системы
- Активные акустические системы обладают встроенным усилителем звука и не требуют дополнительных приборов для усиления звука (усилителей мощности звука). Необходим отдельный подвод питания
- Пассивные акустические системы, соответственно, используются совместно с внешним усилителем мощности.
Вместе с тем, активные колонки будут удобнее, если в зале не предусмотрено место для дополнительной стойки с оборудованием и места для оператора. Несмотря на больший размер, такие колонки проще перемещать при изменении конфигурации расстановки мебели и т.п., они проще в управлении и эксплуатации.
Интернет-каталог звукового оборудования
Акустические системы для разных типов помещений
В зависимости от назначения помещения, используются разные типы акустических систем.
- Равномерно заполняют помещение звуковыми волнами и используются в небольших конференц-залах и переговорных комнатах. Чаще всего они комбинируются с напольной или настенной фронтальной акустикой
- В больших актовых и концертных залах невозможно обойтись без фронтальных акустических систем. Это могут быть как линейные массивы, так и одиночные акустические системы
- Это акустические системы, в которых собраны в единую колонну несколько одинаковых громкоговорителей
- Линейные массивы используются в больших залах, на стадионах
- Линейные массивы равномерно распределяют звуковые волны по зрительскому залу
- Могут собираться в вертикальном и горизонтальном положении
- Двух- или трехполосные акустические системы. В двухполосной акустической системе два громкоговорителя, один из которых воспроизводит высокие и средние частоты, а второй – низкие частоты. В трехполосной акустической системе, соответственно, три громкоговорителя воспроизводят высокие, средние и низкие частоты
- Однополосные акустические системы, которые воспроизводят только низкие частоты
- Находят широкое применение в потолочных акустических системах, располагающихся высоко от пола
- Для концертного зала средних размеров достаточно одного мощного сабвуфера расположенного по центру под сценой
- Напольные акустические системы, позволяющие слышать себя выступающим на сцене
- Сценические мониторы располагают прямо перед исполнителями, задней стенкой к зрителям
- Помимо направленных мониторов, применяются еще так называемые «прострелы». Это мониторы, которые располагаются по обе стороны сцены. Они позволяют повышать общий уровень громкости для исполнителей, в то время как обычные мониторы могут быть персональными
Мощность акустических систем
Важно правильно подобрать суммарную выходную мощность акустических систем.
- 10 кВт достаточно для площадки вместимостью 1000 мест;
- 30 кВт – на 4 тысячи мест;
- 40 кВт – для малого стадиона или СКК;
- 100 кВт – для футбольного стадиона.
Усилители мощности звука
- Усилитель мощности звука предназначен для усиления поступающего на акустические системы сигнала. Он применяется в том случае, если используется акустическая система, не содержащая собственного встроенного усилителя (пассивная акустическая система)
- Если акустическая система устанавливается стационарно, тогда более оправдана установка одного общего усилителя, что позволит сэкономить средства и даст возможность более мобильно управлять системой (в том числе – оперативно менять ее компоненты в случае неисправности или модернизации)
- Выделяются бытовые и профессиональные усилители мощности звука
- Профессиональные усилители звука обеспечивают защиту от перегрузки, короткого замыкания и перегрева
- Профессиональные усилители мощности звука иногда называют еще «рэковыми усилителями». Вне зависимости от вида и модели они обладают общими параметрами размеров: ширина 18 дюймов или около 45 см (1U, или 1 рэк) и высота, кратная 1,8 дюйма (около 4,5 см). Благодаря этому стандарту такие усилители, вне зависимости от производителя, могут помещаться в стандартной рэковой стойке
Принятые системы классификации усилителей звука
По области применения
По основной области применения, профессиональные усилители мощности делят на три больших группы:
Используются преимущественно в различных студиях звукозаписи и везде, где получению чистого звучания придается первоочередное значение. Такие усилители обладают широким диапазоном воспроизводимых частот (от 10 Гц до 100 кГц). Обычно они используются вместе с микшерным пультом, так как не имеют собственного темброблока (эквалайзера). Могут работать со звуком на каждом канале по отдельности.
Используются для усиления звука отдельных музыкальных инструментов. Могут быть как в отдельном исполнении, так и в виде встроенного блока.
Профессиональные концертные усилители мощности звука отвечают таким требованиям, как высокие показатели усиления мощности звука и способность работать продолжительное время на максимальном режиме. Такие усилители обладают повышенными характеристиками надежности и защиты от перегрузок, нагрева и т.п. Усилители этого типа обладают самыми высокими характеристиками по мощности и КПД (от 70% и более).
По принципу устройства
К этой группе относятся ламповые усилители мощности звука. Они появились одними из первых и обладают достаточно низким КПД (около 25%, остальная энергия расходуется в виде выделения тепла). Вместе с тем, их используют до сих пор, так как они почти не искажают исходящий звуковой сигнал, за что их предпочитают ценители чистой звукозаписи.
Сейчас редко встречаемый тип усилителей. При высоком КПД (около 70%) не отличаются высоким качеством звука. Среди достоинств можно отметить низкий уровень шума без нагрузки.
Являются своего рода объединяющим предыдущие два класса вариантом. При максимальном звуковом сигнале работают как усилители класса В, а при низком – как усилители класса А (с КПД около 60%). Долгое время оставались самым распространенным типом усилителей.
Современный, все более распространенный тип профессиональный усилителей (их еще называют цифровыми усилителями мощности звука). Благодаря применению импульсного блока питания удалось существенно уменьшить вес, сохранив высокий КПД – 85%.
Основные принципы подбора усилителя мощности звука
Подбор усилителя мощности звука в большинстве случаев лучше предоставить специалистам. Тем не менее, выделим несколько основных принципов, которыми можно руководствоваться:
- Сначала выбирают акустическую систему, а потом под нее – усилитель мощности звука
- Указанная мощность усилителя – это максимально возможная выдаваемая мощность. Реальная рабочая мощность будет где-то не более половины заявленной максимальной.
- Чем более совершенна ваша акустическая система – тем меньшей мощности усилитель вам понадобится. Общее правило таково, что заявленная мощность акустических колонок должна быть немного больше, чем у усилителя. При таком подходе вся система сможет давать качественный звук и прослужит долго.
- Кроме мощности, второй важнейшей технической характеристикой является чувствительность системы (измеряется в децибелах). Чем выше будет чувствительность системы – тем большую громкость будет выдавать акустика, при той же мощности.
- Если вам нужен профессиональный усилитель мощности звука для проведения больших серьезных мероприятий – скорее всего это будет усилитель класса D. Нужно сразу понимать, что стоимость профессиональных усилителей звука существенно выше бытовых, но только они способны решить задачи такого уровня и отвечать всем требованиям по звуку и надежности.
- Выбирая усилитель мощности звука, следует также учесть наличие выходов для различных каналов и возможностей по подключению различного аудио-визуального оборудования.
Профессиональные звуковые микшеры
- Микшер (микшерный пульт, микшерная консоль) – это один из видов профессионального звукового оборудования – электронное устройство, предназначенное для суммирования звуковых сигналов со входов от нескольких источников в один или более выход. Он позволяет объединить и уравновесить звуковые сигналы разной громкости из разных источников
- Современные микшеры представляют собой комплексные системы по обработке и распределению звуковых сигналов
Сферы применения звуковых микшеров
Микшеры используются для обработки звука и применяются в различных сферах. По применению их можно разделить на:
- звуковые микшеры для больших концертных залов;
- звуковые микшеры для оснащения студий звукозаписи;
- звуковые микшеры для студий радио и телевидения;
- звуковые микшеры для профессиональной обработки аудио и видеозаписей;
- звуковые микшеры для небольших залов;
- звуковые микшеры для мобильных решений;
- звуковые DJ-Микшеры;
- прочие.
По типу сигнала
В аналоговых микшерах взаимодействие и распределение происходит на уровне электрических сигналов. По принципу работы, аналоговые микшеры делятся на:
- Пассивные аналоговые микшерные пульты
- Активные аналоговые микшерные пульты
Пассивные аналоговые микшерные пульты являются самыми простыми и, как правило, самыми бюджетными устройствами. Для своей работы они не требуют дополнительного питания и используются как своего рода коммутаторы, когда не требуется предусиления сигнала.
Пассивные микшерные пульты отличаются минимальным набором систем управления, но могут быть достаточным решением в таких случаях, как, например, при работе с активными колонками (уже обладающими собственным усилителем), или когда необходимо коммутировать связь нескольких музыкальных инструментов с усилителем звука.
Активные аналоговые микшерные пульты работают от сети или от собственного блока питания. Несмотря на развитие цифровых технологий и цифровых микшеров, они продолжают пока оставаться самыми распространенными и востребованными в области профессиональных AV-решений. Основная причина этого кроется в общих принципах организации и управления этих пультов даже у разных производителей, а значит, оператору не нужно каждый раз заново переучиваться или осваивать достаточно сложный интерфейс управления на каждой новой модели. Более того, в случае аналоговых микшеров, возможно развить сенсорную память и быстро выполнять многие нужные переключения практически «вслепую», что требуется при проведении больших музыкальных выступлений и мультимедиа-шоу.
В основе работы цифровых микшеров лежит принцип «Digital Signal Processor» («Цифровая обработка сигнала»). То есть они могут принимать аналоговый сигнал, кодировать его в цифровой и декодировать снова в аналоговый на выходе.
Цифровые микшерные пульты выгодно выигрывают у своих аналоговых собратьев в габаритах и компактности, что может быть достаточно важно, особенно в случаях, если микшер нужно регулярно перевозить с места на место. Широкий функционал (по сути, ограниченный только мощностью процессора) является еще одним их достоинством, а возможность добавления дополнительных процессорных плат в профессиональных моделях цифровых микшеров расширяет их способности еще больше. Переход на цифру способствовал развитию различных цифровых решений и программ по обработке звука для цифровых микшеров и различных электронных устройств, в связке с которыми они могут работать.
Как уже говорилось, к проблемным моментам цифровых микшеров можно отнести сложный интерфейс управления, пока до конца не стандартизированный, и возможные сложности в совмещении программных оболочек и драйверов от разных производителей.
Стремление разработчиков аудио-визуального оборудования сократить количество использующихся устройств с расширением их функционала и упрощение систем управления не обошло стороной и микшеры. Аналогово-цифровые микшеры объединяют возможности цифровых технологий с сохранением удобства работы проверенных аналоговых устройств. Аналогово-цифровые микшеры являются еще достаточно сложными и дорогостоящими устройствами, но уже находят свое место в крупных инсталляциях, мультимедийных шоу и т.п.
Микрофоны
- динамические;
- конденсаторные;
- ленточные;
- пьезоэлектрические;
- угольные микрофоны.
При проектировании помещения, где будет использоваться микрофон, нужно достаточно четко понимать – какой тип голосового сигнала и с какого расстояния будет через него передаваться. Ведь в том числе микрофоны делят на:
- вокальные;
- речевые;
- звукоснимающие.
Далее следует понять, в каких условиях будет использоваться микрофон. Должен ли он отсекать лишние шумы, или воспринимать всю гамму окружающих звуков.
Важной характеристикой микрофонов является их направленность. Они могут быть:
- всенаправленные;
- однонаправленные;
- микрофоны с суперкардиоидной диаграммой направленности;
- микрофоны с гиперкардиоидной диаграммой направленности;
- микрофоны с направленностью «восьмёрка».
- студийные микрофоны;
- инструментальные микрофоны;
- микрофоны для видеосъемок;
- измерительные микрофоны;
- ручные микрофоны (сценические, репортерские, и т.д.);
- петличные микрофоны (закрепляющиеся на одежде);
- головные гарнитуры;
- настольные микрофоны (микрофоны ручные на подставке, микрофонные пульты, микрофонные пульты с длинной и гибкой «гусиной шеей»);
- микрофоны для скрытого размещения.