- 3D mapping (видеомэппинг) (от англ. video – «видео» и mapping – «отражение», «проецирование») представляет собой современную мультимедиа технологию, позволяющую проецировать изображение на объемные объекты, наделяя их новыми визуальными характеристиками.
- Технология построена на основе трехмерного компьютерного моделирования проекции. Проецируемое на объект изображение учитывает его форму и расположение в пространстве. Знакомым примером красочных инсталляций 3D mapping являются представления на открытии олимпиад или захватывающие ролики в сети, на которых огромные здания буквально оживают под лучами видеопроекторов.
Виды 3Д мэппинга
Различные виды 3D mapping требует своего подхода, как по использующемуся оборудованию, так и по организации трансляции самого контента. Выделяют пять основных видов 3Д мэппинга.
Архитектурный
- Один из наиболее впечатляющих и известных видов 3D мэппинга. Как объект для видеопроекции используются фасады зданий, мосты и другие крупные элементы городского пейзажа.
Ландшафтный
- Очень близок к первому виду, только средством для проекции изображения служат природные объекты: горы, деревья, обычный снег в зимнее время и др.
- Позволяет полностью преобразить внутреннюю обстановку музея, ресторана или даже квартиры. Изображение передается на стены, благодаря чему они становятся «подвижными» и могут принимать тот или иной вид. Например, такой «интерьер» может меняться в зависимости от времени суток или в соответствии с другой составленной программой.
- Принято считать, что именно с этого варианта видеопроецирования начался 3D mapping, когда в далеком 1969 году была реализована идея Уолта Диснея: на бюсты людей проекторами передавалось изображение и они словно бы оживали и начинали говорить.
Области применения видеомэппинга
Для массовых мероприятий и шоу бизнеса
- динамические 3D проекции на фасадах зданий
- 3D постановки на открытии крупных мероприятий международного и регионального уровня
- лазерных шоу и видеомэппинг при выступлении известных исполнителей на крупных сценических площадках
- 3Д мэппинг внутри топовых дискотек, клубов для усиления оказываемого эффекта (не только музыка, но и свет, и зрительные образы)
Для рекламы
Презентации всемирно известных брендов
- Например, реклама новых марок автомобилей, когда благодаря 3D мэппингу происходят визуальные чудеса: стоящий на сцене автомобиль вдруг начинает мчаться по скоростному автобану, или, подобно трансформеру, разбирается и демонстрирует свое внутреннее устройство.
- Примерами могут служить своего рода голографические видеопроекции, создаваемые в витринах модных бутиков и магазинов, или интересные и приковывающие внимание покупателя видеопроекции во внутреннем интерьере.
Для учреждений культуры
Музеи, культурные и выставочные центры по всему миру все больше начинают использовать технологии 3D мэппинга.
Применение:
- Объемные видеопроекции визуально раздвигают пространство выставочных залов, создавая атмосферу и привнося дополнительную визуальную информацию.
- Благодаря 3D mapping можно создать реалистичные голографии редких экспонатов, которые нет возможности продемонстрировать посетителям.
- Динамические видеокартины, создаваемые проекторами, могут показать и строение атома и зарисовку из жизни жителей средневекового города.
Для искусства
Современные мультимедиа решения все шире применяются в различных видах изобразительного искусства. Не остается в стороне и технология 3D мэппинга. Она позволяет с одной стороны существенно удешевить, а с другой стороны существенно расширить возможности по созданию декораций и интерьеров для спектаклей. Находит применение и 3D mapping на малые формы: например, можно передавать проекцию прямо на костюм артиста, удивительным образом меняя его в мгновение ока. Или делать необычные видеопроекции на инструментах музыкантов.
Для образования
В образовании обычно не используются дорогие 3D решения. Но даже наличие одного мультимедиа проектора и соответствующего программного обеспечения способно существенно расширить образовательные возможности.
Примеры видеопроекций для образования:
- Интерактивный пол. Проекция создается на полу и, при использовании специального модуля расширения, реагирует на движения человека. Таким образом, путем выстраивания создаваемых образов, реагирующих на движения ребенка, можно совместить его тягу к постоянному движению и обучающий элемент (например — наступать только на шары определенного цвета).
- Переносной купольный мультимедиа центр. Он может выступать как в роли собственного школьного планетария, так и использоваться для разных обучающих программ и просто для отдыха детей.
Как создается 3D mapping
Создание 3D mapping инсталляции, особенно в случае крупных шоу, является достаточно сложным и трудоемким процессом, требующим усилий многих профессионалов. Дадим обзор основных этапов на примере архитектурного 3Д мэппинга. Представим, что у нас есть здание, на фасаде которого мы планируем трансляцию красочного визуального шоу. Его создание можно разделить на несколько этапов:
1. Изучение объекта планируемой инсталляции и его характеристик.
- из какого материала и какого цвета фасад здания (непосредственно влияет на то, какой цвет и как будет отражаться от его поверхности),
- какой процент остекления здания (стекло сильно пропускает свет и, например в случае стеклянных стен небоскребов, организовать проецирование на их поверхность не получится),
- есть ли на фасаде здания колонны и выступающие части (непосредственно важно при организации визуального потока на разные его части) и др.
2. Выработка общей концепции шоу, написание сценария.
- Нужно определиться, каким именно будет наше шоу, чему посвящено. Будет это просто красивая графическая визуализация под музыку, или нужно отразить какой-то сюжет, включать или не включать какие-то рекламные элементы, какой хронометраж будущего шоу. Все это можно сравнить с работой по созданию художественного фильма, с соответствующим трудом режиссера, сценариста, актеров, осветителей, операторов и др. Только в нашем случае все действие будет разворачиваться на «сцене», в роли которой выступает фасад здания.
3. Составление 3D модели объекта
- На этом этапе собираются максимально хорошие изображения и фотографии объекта, по возможности, его технические чертежи. Чем подробнее — тем лучше, ведь эти данные повлияют на точность организации видеопроекции на его поверхности. Как правило, сейчас используют технологию, по которой вся поверхность фасада разбивается на своего мелкие квадратные сегменты или «пиксели» и составляется своего рода «пиксельная карта» объекта. На основе этой карты начинают работать специалисты при изготовлении видеоконтента.
4. Создание видеоролика и его отладка.
- Создание контента для 3D шоу — один из самых трудоемких процессов. На основе пиксельной карты художники составляют эскизы, утверждается окончательный видеоряд. С помощью специальных компьютерных программ моделируются «стоп кадры», которые потом объединяются в единый видео ряд. Отдельной задачей будет синхронизация видео и музыки. Когда ролик готов — предстоит окончательно утвердить его у заказчика, а потом уже отладить отображение непосредственно на месте, чтобы убрать возможные не стыковки в отображении на реальном объекте.
5. Непосредственное проведение шоу.
- Чтобы провести демонстрацию шоу необходимо тщательно организовать и установить разнообразное оборудование, участвующее в инсталляции. Точность настройки, учет погодных факторов, расчет конкретных мест размещения основной и резервной техники — так же крайне важно. Но все эти усилия, затраченные на организацию шоу, полностью окупятся тем красочным и поражающим зрелищем, которое в итоге предстанет перед зрителями.
Оборудование
Профессиональные мультимедиа проекторы
- Выбор как конкретных моделей, так и их количества зависит от того где и какой сложности видеопроекцию требуется получить: при создании крупных представлений на больших спортивных или развлекательных шоу трудятся порой десятки профессиональных видеопроекторов. Кроме этого, обязательно предусматривается резервная цепочка оборудования, чтобы какой-либо сбой в основном комплексе аудио-визуальных систем не привел к остановке шоу.
- Как программы, так и железо относятся к профессиональной линейке, достаточно дороги и требуют профессиональных навыков в использовании, но способны обеспечить производство высококачественного контента для 3D мэппинга.
- видеоконтроллеры
- серверы
- акустические системы
- коммутационное оборудование
Технология совмещенной реальности
Технология смешанной реальности (MR — Mixed Reality) открывает огромные возможности в области работы с виртуальными 3D объектами. В отличии уже известных систем оборудования виртуальной реальности (VR), системы MR позволяют совместить виртуальный мир и реальную окружающую обстановку, обладают огромным практическим потенциалом предоставляемых возможностей. Передовым решением в этой области, разработанным компанией Microsoft, является система HoloLens.
Этапы реализации проекта
Наши преимущества
Наши партнеры
Кроме гарантии и надежности устанавливаемых мультимедиа систем, это также дает возможность подобрать оборудование, наилучшим образом подходящее под конкретный проект, в том числе возможность установки систем, скомплектованных под конкретный объект, с его специальными требованиями.