115230, г. Москва, Варшавское ш. 46 info@atanor.ru +7 (499) 678 3443

Оборудование концертных залов

Концертный зал – это «дом» аудио-визуального искусства. В нем есть все, что нужно художнику сцены для создания ощущения иной реальности: свет, звук, декорации. Здесь проходят концерты музыкальных коллективов, театральные постановки, фестивали, театрализованные шоу. Здесь есть все, что нужно для сценического искусства. В силу широты функционала, концертный зал — один из самых сложных интегрированных объектов. Количество интегрированных систем может превышать десяток.

Оснащение концертного зала

Концертный зал ГУ МВД по Нижегородской области

Оснащение концертного зала

Системный подход к оснащению концертного зала подразумевает не просто подбор отдельных видов оборудования и его установку. Необходимо сделать так, чтобы все это разнообразие аудио-визуальных систем работало слаженно и максимально эффективно, что может оказаться не такой простой задачей. Нужно учесть не только проблемы совместимости и специфику оборудования от разных производителей, но и удовлетворить требования к звуку и изображению, оставаясь при этом в рамках бюджета.

Оснащение концертного зала мультимедиа оборудованием предполагает установку следующих систем:

  • звукового оборудования;
  • светового оборудования;
  • оборудования для спецэффектов и механики сцены (дым-машины, оборудование механики сцены и др.);
  • оборудования для видеоотображения;
  • системы технологического телевидения;
  • оборудования для аудио- и видеозаписи;
  • коммутационного оборудования;
  • системы управления всем комплексом;
  • оборудования для радиосвязи.

Оснащение концертного зала


Звуковое оборудование концертного зала

Звуковое оборудование актового зала

Система звуковоспроизведения, пожалуй, самая важная в концертном зале. Она состоит из трех подсистем.

1. источников звука 2 видов:

  • воспроизводящих ранее записанный сигнал (плееры);
  • передающих «живой» сигнал (микрофоны, звукосниматели музыкальных инструментов);

2. устройств обрабатывающих сигнал (эквалайзеры, усилители, микшеры);
3. устройств воспроизводящих звук (акустические системы).

Световое оборудование концертного зала

В современных залах используется, в основном, управляемое световое оборудование. Это световые приборы самого широкого спектра — от софитов и прожекторов, создающих основной цветовой тон, до светильников для занавеса и задника, а также специальных приборов, создающих спецэффекты.

Софиты

Прямо над основным пространством сцены располагаются штанги с осветительными приборами, которые называют софитами (от итальянского soffite – потолок). Количество софитов прямо пропорционально глубины сцены. Именно они «заливают» ее светом.

Читать дальше

Кроме того, софитами называются также приборы, которые крепятся на потолке зрительного зала и светят спереди и сверху. Иначе их называют «контрсофитами». Они позволяют адекватно осветить лицо и фигуру человека, высветлив тени, которые неизбежно дает направленный, пусть и под углом, но все же верхний свет основных софитов.

Роль софитов выполняют как отдельные прожекторы, так ряды светодиодов, которые дают наиболее ровный свет.

[Свернуть]
Софиты и световые пушки

Софиты и световые пушки

Приборы для подсветки задника

Приборы для подсветки задника

Приборы для подсветки задника

Отдельный блок световых приборов подсвечивает задник сцены. Это могут быть как отдельные источники, так и светодиодные ленты, дающие ровный свет. В идеале задник, так же, как и авансцена, должен подсвечиваться и сверху, и снизу.

Световые пушки

У стены противоположной сцене часто располагается одна, две или три световых «пушки», которые посылают на сцену яркие лучи света для выделения того, на что обращают внимание зрителя. Традиционно «пушка» не входит в общую систему управляемых источников. Ее луч направляется прицельно «вручную», но в современных системах освещения управляемые световые пушки могут быть встроены в штангу как с софитами, так и с контрсофитами, что дает дополнительные возможности художнику по свету.

Второстепенные световые приборы

Это все приборы, которые создают специальные эффекты. Без них можно обойтись, но для определенных задач они необходимы.

Сканеры с предустановленными узорными фильтрами

Сканеры — приборы, способные дотягиваться лучами до любой точки зала. Довольно быстрое движение луча света достигается посредством вращения небольшого зеркала, притом, что сам источник остается на месте.

[Свернуть]
Приборы типа «Звездное небо»

Приборы типа «Звездное небо» проецируют разбросанные в пространстве лазерные лучи, которые распространяются по всему пространству зала.

[Свернуть]
Гобо-проекторы

Гобо-проекторы — проекторы, которые разбрасывают множество лучей и проецируют динамические узоры.

[Свернуть]
Вращающиеся головы (moving head, moving yoke)

Вращающиеся головы — высшая ступень эволюции световых приборов. В принципе, почти весь сценический свет можно построить на них, но в силу стоимости, их обычно используют как второстепенные специальные приборы. Вращающаяся голова может менять цвет (в пределах 256 оттенков) и, подобно сканеру, может обходить своими лучами все пространство, при этом, в отличие от сканера, угол ее вращения гораздо шире.

[Свернуть]
Гобо-проектор

Гобо-проектор

Электронные световые пульты управления

Электронные световые пульты управления

Управление светом

Для управления световыми приборами и создания уникальных световых картин применяются электронные световые пульты управления с микширующими функциями. С помощью этих приборов, благодаря функциям изменения цвета и яркости, оператор может получать различные цвета и оттенки. Благодаря цифровому кодированию палитры и управления по протоколу DMX, световой пульт в считанные мгновения может вызывать из памяти предустановленные оттенки цвета.

Цветовой микшер может быть как аппаратным, так и программным. С помощью встроенных диммеров (плавных регуляторов) оператор меняет яркость, как отдельных приборов, так и групп светильников. Кроме того, осветитель имеет возможность регулировать как скорость, так и траекторию движения лучей таких приборов как, например, звездное небо.


Дым-машины

Для того, чтобы лучи света можно было видеть, а цветовая «заливка» была более насыщенной в концертных залах используются дым-машины. Эти небольшие устройства стали неотъемлемой частью современного оборудования сцены концертного зала. Различают три типа дым-машин:

  • с нагретым паром: для создания восходящих потоков «дыма»;
  • с охлажденным паром: для создания эффекта плотных стелющихся слоев внизу сцены;
  • «Туман — машины»: эти устройства создают равномерную дымку, позволяя максимально подчеркнуть визуальные эффекты стробоскопа или лазерного проектора.
Дым-машина

Дым-машина

Механика сцены

К механике сцены относится все то, что движется, но при этом не является прибором, как, к примеру, источники света. Это все подвижные части самой сцены. На сцене современного концертного зала их может быть довольно много: это и поворотный круг с кольцом, располагающийся по центру сцены и позволяющий быстро сменять декорации, и различные подъемные платформы, которые позволяют создавать специальные ниши (оркестровую яму или хоры).

Базовая механика сцены

Не во всех концертных залах нужны самодвижущиеся платформы под оркестровую яму и поворотный круг. Далеко не везде играет оркестр, или поет хор. В качестве базового набора механических приспособлений, обычно устанавливается оборудование для движения антрактно-раздвижного занавеса. В этот минимум входят обычно также штанкетные подъемы, на которые подвешиваются как декорации, так и кулисы.

Базовая механика сцены


Усовершенствованное механическое оборудование

Обычно это оборудование используется в кино-концертных залах регионального или федерального значения. К нему относятся:

Поворотный круг и кольцо

Эти механизмы располагаются на основном пространстве сцены и предназначены, в основном, для быстрой смены декораций. Однако, помимо основной чисто технической функции, они выполняют и художественные задачи. К примеру, с помощью этих механизмов символические имитируется движение в пространстве.

[Свернуть]
Подьемно-опускные платформы

 Подъемно-опускные платформы предназначены для организации пространства сцены под различные типы мероприятий. Так, к примеру, под выступление в сопровождении хора опускает передняя платформа и поднимается платформа у задника.

Механизм для движения сцены в горизонтальной плоскости
Этот механизм позволяет имитировать движение массивных объектов по направлению к зрителю. Так, к примеру, с его помощью на сцену может въехать «корабль» или «поезд».

[Свернуть]
Механизация сцены и управление механикой

В современных концертных залах механическое оборудование сцены практически всегда моторизировано. Тяжелую работу по передвижению штанкетных подъемов, декораций, вращению частей сцены, открыванию занавеса выполняют электрические моторы. Эта особенность позволяет без труда интегрировать механику сцены в общую систему зала. Посредствам системы управления, центрального контроллера и переферийных управляющих устройств, оператор зала получает возможность не только включать/выключать моторы с помощью реле, но и влиять на скорость движения подвижных частей сцены.

[Свернуть]

Система видеоотображения

Обычно система отображения концертного зала состоит из нескольких типов оборудования:

  • Центральное средство отображения. Как правило – это проекционный экран для кинопоказов и видеоарта, а также мэппинга. В некоторых случаях проекционный экран может быть заменен светодиодным. 
    Читать дальше

     Центральное средство отображения обычно располагается непосредственно за задником сцены или устанавливается вместо/в качестве задника. Основным экраном может служить любое широкофортматное средство отображения. Им может быть как проекционный экран в паре с проектором, так и видеостена. В некоторых концертных залах используются светодиодные экраны. Они не дают такого четкого изображения как видеостены или проекторы с экранами, но обладают двумя важными преимуществами: за относительно небольшую стоимость можно построить гигантский экран, достигающий своими размерами высоты задника сцены.

    [Свернуть]
  • Дублирующие или вспомогательные экраны. Эти средства отображения располагаются обычно по бокам от главного. Традиционно дублирующие экраны представляют собой светодиодные или жидкокристаллические панели. 
    Читать дальше

     Дублирующие средства отображения располагаются по бокам от основного и служат для дублирования контента для задних рядов, а также для трансляции укрупненных планов того, что происходит на сцене. Это особенно «полезно» во время концертов музыкальных коллективов и различных шоу, когда у режиссера стоит задача показать крупно лица исполнителей. Роль дублирующих средств отображения может играть множество устройств:
    ЖК-панели
    видеостены
    светодиодные панели и экраны.Конкретный выбор зависит от размеров концертного зала.

    [Свернуть]
  • Технические средства отображения. Речь идет, прежде всего, о мониторах в операторской комнате.  
    Читать дальше

    Как правило, для нормальной работы оператора концертного зала необходимо 3 монитора:
    монитор интерфейса управления;
    монитор предпросмотра заранее подготовленного контента;
    монитор состояния дублирующих экранов.

    [Свернуть]

Система видеоотображения

Технологическое телевидение

Технологическое телевидение

Основная задача технологического телевидения — видеотрансляция происходящего в зале в режиме онлайн. Традиционно эта система более характерна для конференц-залов и конгресс-холлов с системами видеоконференц-связи. Она необходима там прежде всего для отображения «картинки» происходящего для удаленного абонента.

В систему технологического телевидения входят видеокамеры и вспомогательное оборудование (экраны, подвесы, площадки для операторов). Все это в комплексе, в первую очередь, помогает зрителям рассмотреть детали происходящего на сцене. Укрупненное изображения выступающего на сцене выводится на средства отображения в зале, что позволяет зрителям дальних рядов видеть все нюансы действия, происходящего на сцене, и мимики выступающего.

Читать дальше

В концертном зале с помощью системы технологического телевидения, при подключении режиссерского пульта, можно осуществлять телетрансляцию и видеосъемку события.

Без системы технологического телевидения невозможен любой большой зал. Поэтому при проектировании очень важно учитывать эту систему.

Кроме того, с помощью камер технологического телевидения осуществляются сеансы видеоконференц-связи и телемосты. В этом случае к системе технологического телевидения подключается система видеоконференц-связи.

[Свернуть]

Система аудио/видеозаписи

Специальные цифровые устройства (рекордеры) позволяют как документировать происходящее на сцене, так и профессионально записывать звук и видеопоток для дальнейшей обработки и воспроизведения. Особенно часто эта технология звукозаписи используется при записи хоров или оркестров, где записать каждую дорожку по отдельности, а затем свести все вместе представляет собой очень сложную задачу.

Рекордер

Рекордер

Система коммутации

Коммутатор видеосигналов

Коммутатор видеосигналов

Эта система концертного зала обеспечивает соединение всех источников видеосигнала с устройствами отображения и звуковоспроизведения.

В основе системы коммутации — коммутатор видеосигналов. Для концертных залов используются матричные коммутаторы, которые позволяют управлять сигналами многих источников, передавая их на необходимые для мероприятия устройства отображения. Количество источников/средств отображения, которые могут быть скоммутированы, может достигать одновременно 64. В стандартных видеоматрицах, так по-другому называют матричные коммутаторы, до 32 входов/выходов.

Простейший пример работы коммутатора – переключение во время шоу заранее смонтированного видеоряда на изображение камер технологического телевидения, которые позволяют увидеть в деталях происходящее на сцене.

В концертных залах обычно используются так называемые «бесподрывные коммутаторы». Они не оставляют на экране «черного поля» при переключении сигналов источников.

Система управления

Система управления позволяет оператору управлять оборудованием зала посредством интерфейса управления, который может быть как стационарным так и мобильным, вплоть до управления с сенсорного дисплея планшета.

Система центрального управления, пожалуй, самая важная в современном концертном зале. Именно она превращает множество систем зала в единый «организм», мозгом которого становится оператор зала.
Оператор может управлять практически всем – от такого сложного оборудования как коммутатор видеосигналов, до простых моторов штанкетных подъемников сцены.

В современных залах система управления позволяет не только комфортно управлять оборудованием, но и значительно снизить расходы на рабочих сцены.

Система управления Palantir

Система управления Palantir

Радиосвязь

Оборудование концертных залов

Система технологической радиосвязи необходима для общения участников масштабного представления с режиссером. Можно пользоваться и рациями, однако когда режиссеру нужно давать команды актерам или шоуменам на сцене, рацию невозможно использовать.

Сигнал голосовой связи обычно передается в наушник в тот же канал, где шоумен слышит общий смикшированный сигнал происходящего на сцене. Радионаушники необходимы в случае концертного зала, в котором проходят масштабные шоу, поскольку они выполняют функцию мониторов (стационарных акустических систем, позволяющих исполнителю слышать самого себя).

Операторская


Всем конгломератом систем концертного зала обычно управляют несколько человек. В состав команды могут входить (в зависимости от сложности мероприятия):

  • Звукооператор;
  • оператор световых приборов;
  • режиссер телетрансляции;
  • режиссер мероприятия.

Операторы концертного зала имеют в распоряжении:

  • световой микшер;
  • аудиомикшер;
  • видеокоммутатор с графическим интерфейсом;
  • режиссерский пульт;
  • интерфейс управления видеоконференцсвязью;
  • мониторы предпросмотра контента;
  • мультимедийный плеер.
Операторская концертного зала ГУ МВД по Нижегородской области

Операторская концертного зала ГУ МВД по Нижегородской области

Проектирование концертного зала

Схема концертного зала

Схема концертного зала


Залог хорошего проекта это, прежде всего, ясное понимание необходимых функций объекта.

  • Если это в основном театральные постановки — нужно позаботиться о механике сцены, занавесах, кулисах.
  • Если это оперный холл, то, прежде всего, важна акустика.
  • Для концертного зала, в котором проходят масштабные театрализованные шоу и постановки, важно все.
  • Если в зале главным образом будут проходить концерты музыкальных коллективов, то звук и акустика — первостепенны.

Что именно и насколько часто будет происходить в концертном зале нужно решить до этапа проектирования. Для этого можно проконсультироваться с нашим менеджером, который подскажет вам как лучше совмещать системы зала и на что нужно обратить внимание в первую очередь.

Этапы реализации проекта

Оборудование концертных залов


Сделать запрос на
предварительный
расчет проекта

 

Запрос на расчет проекта

 

Примеры реализованных проектов: