115230, г. Москва, Варшавское ш. 46 info@atanor.ru +7 (499) 678 3443

Профессиональное звуковое оборудование

Профессиональное звуковое оборудование обеспечивает проведение как концертов, так и конференций, презентаций, симпозиумов в актовых и конференц-залах, переговорных комнатах, учебных аудиториях. Поскольку хорошая передача звука играет очень важную роль в проведении любого мероприятия, то высоки и требования, предъявляемые к звуковому оборудованию, и его грамотный подбор.

Профессиональное звуковое оборудование

Профессиональное звуковое оборудование

Акустические системы


Хороший звук зависит в первую очередь от правильного выбора аудиотехники в соответствии с размером и дизайном помещения, акустическими особенностями пространства и с учетом того, какой именно звук будет воспроизводить акустическая система.

В зависимости от задач, реализуемых в конференц-зале, акустическая система может либо воспроизводить стереозвук, или давать в зале эффект окружающего звучания с помощью пяти или семиканального звучания.

Профессиональную акустику отличает более высокая чувствительность (более высокая чувствительность колонок позволяет использовать менее мощные усилители), высокий показатель звукового давления (именно этот показатель, а не мощность системы, более важен в условиях большого числа слушателей).

Профессиональная акустическая система

Профессиональная акустическая система в конференц-зале компании «Яндекс»

Одиночные фронтальные акустические системы D&B

Одиночные фронтальные акустические системы D&B

Активные и пассивные акустические системы

  • Активные акустические системы уже обладают встроенным усилителем звука, а значит не требуют дополнительных приборов для усиления звука (усилителей мощности звука), и нуждаются в непосредственном подводе к ним питания.
  • Пассивные акустические системы, соответственно, используются совместно с внешним усилителем мощности.

Выбор того или иного вида громкоговорителей зависит от конкретных условий. Например, в случае установки потолочных динамиков в подвесном потолке – это будет, скорее всего, вариант пассивных колонок, так как они существенно легче, и осуществлять их управление посредством усилителя.

Вместе с тем, активные колонки будут удобнее, если в зале не предусмотрено место для дополнительной стойки с оборудованием и места для оператора. Несмотря на больший размер, такие колонки проще перемещать при изменении конфигурации расстановки мебели и т.п., они проще в управлении и эксплуатации.

Акустические системы для разных типов помещений

В зависимости о того, для чего предназначено помещение, понадобятся разные типы акустических систем.

Встроенные потолочные акустические системы

равномерно заполняют помещение звуковыми волнами и используются обычно в небольших конференц-залах и переговорных комнатах. Хотя чаще всего они комбинируются с напольной или настенной фронтальной акустикой.

В больших актовых и концертных залах невозможно обойтись без фронтальных акустических систем. Это могут быть как линейные массивы, так и одиночные акустические системы.

[Свернуть]
Линейные массивы

– это акустические системы, в которых собраны в единую колонну несколько одинаковых громкоговорителей. Линейные массивы используются обычно в больших залах, на стадионах. Будучи установленными правильным образом (дугой) они равномерно распределяют звуковые волны по зрительскому залу. Могут собираться в вертикальном и горизонтальном положении.

[Свернуть]
Одиночные фронтальные АС

обычно бывают двух- или трехполосными. В двухполосной акустической системе два громкоговорителя, один из которых воспроизводит высокие и средние частоты, а второй – низкие частоты. В трехполосной акустической системе, соответственно, три громкоговорителя воспроизводят высокие, средние и низкие частоты.

[Свернуть]
Сабвуферы

– это однополосные акустические системы, которые воспроизводят только низкие частоты. Это особенно актуально, если для создания основного фронтального звукового потока выбрана «полочная» акустика, расположенная довольно высоко от пола. В этом случае самые низкие частоты даже будучи воспроизведенными «потеряются». Здесь и приходит на помощь сабвуфер.

Интересно, что ухо человека не локализует (то есть не определяет метоположение) источника низких частот. Поэтому для концертного зала средних размеров достаточно одного мощного сабвуфера расположенного по центру под сценой.

[Свернуть]
Сценические мониторы

представляют собой напольные акустические системы предназначенные для того чтобы те, кто выступает на сцене, могли адекватно слышать себя. Все дело в том, что звук доносящийся из зрительного зала приходит с задержкой и уже искаженным. Ориентируясь на него невозможно адекватно услышать свой голос или свой инструмент.

Обычно мониторы располагают прямо перед исполнителями, задней стенкой к зрителям.

Помимо направленных мониторов, применяются еще так называемые «прострелы». Это мониторы, которые располагаются по обе стороны сцены. Они позволяют повышать общий уровень громкости для исполнителей, в то время как обычные мониторы могут быть персональными. То есть для важного солирующего инструмента на монитор выводится, прежде всего его собственный звук.

[Свернуть]
Горизонтальный линейный массив

Горизонтальный линейный массив

Профессиональные акустические системы

Мощность акустических систем

Важно правильно подобрать суммарную выходную мощность акустических систем. На сегодняшний день среди специалистов по звуку сложились определенные представления на эту тему.

Так, считается что,

  • 10 кВт достаточно для площадки вместимостью 1000 мест;
  • 30 кВт – на 4 тысячи мест;
  • 40 кВт – для малого стадиона или СКК;
  • 100 кВт – для футбольного стадиона.

Усилители мощности звука

Усилитель мощности звука, как следует из его названия, предназначен для усиления поступающего на акустические системы сигнала. Он применяется в том случае, если используется акустическая система, не содержащая собственного встроенного усилителя (пассивная акустическая система).

Например, если система устанавливается стационарно, тогда более оправдана установка одного общего усилителя, что позволит сэкономить средства и даст возможность более мобильно управлять системой (в том числе – оперативно менять ее компоненты в случае неисправности или модернизации).

Выделяются бытовые и профессиональные усилители мощности звука. Первые,  как правило, встраиваются в саму акустическую технику.

Усилитель мощности Amate Audio Xamp3K

Усилитель мощности Amate Audio Xamp3K

Усилитель мощности звука Behringer PMP 518M

Усилитель мощности звука Behringer PMP 518M

Профессиональные усилители мощности звука превосходят по всем параметрам бытовые и используются также и в виде отдельных устройств. Они необходимы для концертных площадок, крупных конференц-залов и бизнес-центров, спортивных объектов и т.д.

Грамотный подбор усилителя и акустики позволяет достичь лучшего качества и получить точный и чистый звук. Профессиональные усилители звука обеспечивают защиту от перегрузки, короткого замыкания и перегрева.

Профессиональные усилители мощности звука иногда называют еще «рэковыми усилителями». Вне зависимости от вида и модели они обладают общими параметрами размеров: ширина 18 дюймов или около 45 см (1U, или 1 рэк) и высота, кратная 1,8 дюйма (около 4,5 см). Благодаря этому стандарту такие усилители, вне зависимости от производителя, могут помещаться в стандартной рэковой стойке.

По области применения

По основной области применения, профессиональные усилители мощности делят на три больших группы:

Студийные усилители мощности звука

Используются преимущественно в различных студиях звукозаписи и везде, где получению чистого звучания придается первоочередное значение. Такие усилители обладают широким диапазоном воспроизводимых частот (от 10 Гц до 100 кГц). Обычно они используются вместе с микшерным пультом, так как не имеют собственного темброблока (эквалайзера). Могут работать со звуком на каждом канале по отдельности.

[Свернуть]
Инструментальные усилители мощности звука

Используются для усиления звука отдельных музыкальных инструментов. Могут быть как в отдельном исполнении, так и в виде встроенного блока.

[Свернуть]
Концертные усилители мощности звука

Профессиональные концертные усилители мощности звука отвечают таким требованиям, как высокие показатели усиления мощности звука и способность работать продолжительное время на максимальном режиме. Такие усилители обладают повышенными характеристиками надежности и защиты от перегрузок, нагрева и т.п. Усилители этого типа обладают самыми высокими характеристиками по мощности и КПД (от 70% и более).

[Свернуть]

По принципу устройства

Усилители класса А

К этой группе относятся ламповые усилители мощности звука. Они появились одними из первых и обладают достаточно низким КПД (около 25%, остальная энергия расходуется в виде выделения тепла). Вместе с тем, их используют до сих пор, так как они почти не искажают исходящий звуковой сигнал, за что их предпочитают ценители чистой звукозаписи.

[Свернуть]
Усилители класса B

Сейчас редко встречаемый тип усилителей. При высоком КПД (около 70%) не отличаются высоким качеством звука. Среди достоинств можно отметить низкий уровень шума без нагрузки.

[Свернуть]
Усилители класса АB

Являются своего рода объединяющим предыдущие два класса вариантом. При максимальном звуковом сигнале работают как усилители класса В, а при низком – как усилители класса А (с КПД около 60%). Долгое время оставались самым распространенным типом усилителей.

[Свернуть]
Усилители класса D

Современный, все более распространенный тип профессиональный усилителей (их еще называют цифровыми усилителями мощности звука). Благодаря применению импульсного блока питания удалось существенно уменьшить вес, сохранив высокий КПД – 85%.

[Свернуть]

Основные принципы подбора усилителя мощности звука

Подбор усилителя мощности звука в большинстве случаев лучше предоставить специалистам. Тем не менее, выделим несколько основных принципов, которыми можно руководствоваться:

далее
  • Сначала выбирают акустическую систему, а потом под нее – усилитель мощности звука
  • Указанная мощность усилителя – это максимально возможная выдаваемая мощность. Реальная рабочая мощность будет где-то не более половины заявленной максимальной.
  • Чем более совершенна ваша акустическая система – тем меньшей мощности усилитель вам понадобится. Общее правило таково, что заявленная мощность акустических колонок должна быть немного больше, чем у усилителя. При таком подходе вся система сможет давать качественный звук и прослужит долго.
  • Кроме мощности, второй важнейшей технической характеристикой является чувствительность системы (измеряется в децибелах). Чем выше будет чувствительность системы – тем большую громкость будет выдавать акустика, при той же мощности.
  • Если вам нужен профессиональный усилитель мощности звука для проведения больших серьезных мероприятий – скорее всего это будет усилитель класса D. Нужно сразу понимать, что стоимость профессиональных усилителей звука существенно выше бытовых, но только они способны решить задачи такого уровня и отвечать всем требованиям по звуку и надежности.
  • Выбирая усилитель мощности звука, следует также учесть наличие выходов для различных каналов и возможностей по подключению различного аудио-визуального оборудования.
[Свернуть]

Профессиональные звуковые микшеры


Как объединить и уравновесить звуковые сигналы разной громкости из разных источников? Устройство, которое позволяет это сделать, называется «микшер» (от англ. tomix – смешивать). Микшерные пульты бывают концертные, студийные, театральные, радиотелевизионные и т. д.

Микшер (микшерный пульт, микшерная консоль) – это один из видов профессионального звукового оборудования – электронное устройство, предназначенное для суммирования звуковых сигналов со входов от нескольких источников в один или более выход.

Современные микшеры представляют собой комплексные системы по обработке и распределению звуковых сигналов. Если рассмотреть только одну зону входного сигнала современного микшера, то на ней можно увидеть и специальные кнопки заглушения и солирования...

далее

и микрофонный и линейный предусилители, и многополосный эквалайзер, и регулятор панорамирования, и кнопки посыла/возврата на подгруппы, и центральный фейдер (ползунок-регулятор) уровня сигнала (может быть исполнен и в виде вращающегося регулятора, а не ползунка), и различные кнопки включения/отключения фильтров. Кроме того, сегодня на рынке существуют платформы, объединяющие в одном устройстве цифровой микшер, коммутатор и предусилитель сигнала, подавители обратной связи и прочие системы для обработки звука.

Микшерный пульт может коммутироваться и с беспроводными системами (например управляться по Wi-Fi) или к нему могут прилагаться беспроводные микрофоны, соответствующей частоты.

[Свернуть]
Профессиональные звуковые микшеры

Звуковой микшер в актовом зале Московского технологического колледжа №28

Сферы применения звуковых микшеров

Микшеры используются для обработки звука и применяются в различных сферах. По применению их можно разделить на:

  • звуковые микшеры для больших концертных залов;
  • звуковые микшеры для оснащения студий звукозаписи;
  • звуковые микшеры для студий радио и телевидения;
  • звуковые микшеры для профессиональной обработки аудио и видеозаписей;
  • звуковые микшеры для небольших залов;
  • звуковые микшеры для мобильных решений;
  • звуковые DJ-Микшеры;
  • прочие.

По типу сигнала

Аналоговые микшеры

В аналоговых микшерах взаимодействие и распределение происходит на уровне электрических сигналов. По принципу работы, аналоговые микшеры делятся на:

  • Пассивные аналоговые микшерные пульты
  • Активные аналоговые микшерные пульты

Пассивные аналоговые микшерные пульты являются самыми простыми и, как правило, самыми бюджетными устройствами. Для своей работы они не требуют дополнительного питания и используются как своего рода коммутаторы, когда не требуется предусиления сигнала.

Пассивные микшерные пульты отличаются минимальным набором систем управления, но могут быть достаточным решением в таких случаях, как, например, при работе с активными колонками (уже обладающими собственным усилителем), или когда необходимо коммутировать связь нескольких музыкальных инструментов с усилителем звука.

Активные аналоговые микшерные пульты работают от сети или от собственного блока питания. Несмотря на развитие цифровых технологий и цифровых микшеров, они продолжают пока оставаться самыми распространенными и востребованными в области профессиональных AV-решений. Основная причина этого кроется в общих принципах организации и управления этих пультов даже у разных производителей, а значит, оператору не нужно каждый раз заново переучиваться или осваивать достаточно сложный интерфейс управления на каждой новой модели. Более того, в случае аналоговых микшеров, возможно развить сенсорную память и быстро выполнять многие нужные переключения практически «вслепую», что требуется при проведении больших музыкальных выступлений и мультимедиа-шоу. 

[Свернуть]
Цифровые микшеры

В основе работы цифровых микшеров лежит принцип «Digital Signal Processor» («Цифровая обработка сигнала»). То есть они могут принимать аналоговый сигнал, кодировать его в цифровой и декодировать снова в аналоговый на выходе.

Цифровые микшерные пульты выгодно выигрывают у своих аналоговых собратьев в габаритах и компактности, что может быть достаточно важно, особенно в случаях, если микшер нужно регулярно перевозить с места на место. Широкий функционал (по сути, ограниченный только мощностью процессора) является еще одним их достоинством, а возможность добавления дополнительных процессорных плат в профессиональных моделях цифровых микшеров расширяет их способности еще больше. Переход на цифру способствовал развитию различных цифровых решений и программ по обработке звука для цифровых микшеров и различных электронных устройств, в связке с которыми они могут работать.

Как уже говорилось, к проблемным моментам цифровых микшеров можно отнести сложный интерфейс управления, пока до конца не стандартизированный, и возможные сложности в совмещении программных оболочек и драйверов от разных производителей. 

[Свернуть]
Аналогово-цифровые микшеры

Стремление разработчиков аудио-визуального оборудования сократить количество использующихся устройств с расширением их функционала и упрощение систем управления не обошло стороной и микшеры. Аналогово-цифровые микшеры объединяют возможности цифровых технологий с сохранением удобства работы проверенных аналоговых устройств. Аналогово-цифровые микшеры являются еще достаточно сложными и дорогостоящими устройствами, но уже находят свое место в крупных инсталляциях, мультимедийных шоу и т.п. 

[Свернуть]

Цифровая платформа Biamp Tesira

Цифровая платформа Biamp Tesira

Микрофоны

В любом мультимедийном аудио-видео комплексе – будь то конференц-зал, диспетчерская или учебный кабинет, применяются микрофоны.

Это, на первый взгляд, простое оборудование весьма разнообразно как по ценам, так и по принципам своего устройства. Различают:

  • динамические;
  • конденсаторные;
  • ленточные;
  • пьезоэлектрические;
  • угольные микрофоны.

При проектировании помещения, где будет использоваться микрофон, нужно достаточно четко понимать – какой тип голосового сигнала и с какого расстояния будет через него передаваться. Ведь в том числе микрофоны делят на:

  • вокальные;
  • речевые;
  • звукоснимающие.

Далее следует понять, в каких условиях будет использоваться микрофон. Должен ли он отсекать лишние шумы, или воспринимать всю гамму окружающих звуков.
Важной характеристикой микрофонов является их направленность. Они могут быть:

  • всенаправленные;
  • однонаправленные;
  • микрофоны с суперкардиоидной диаграммой направленности;
  • микрофоны с гиперкардиоидной диаграммой направленности;
  • микрофоны с направленностью «восьмёрка».
Помимо прочего, микрофоны разрабатываются и специально для разных направлений деятельности. Различные производители выпускают:

  • студийные микрофоны;
  • инструментальные микрофоны;
  • микрофоны для видеосъемок;
  • измерительные микрофоны;
  • ручные микрофоны (сценические, репортерские, и т.д.);
  • петличные микрофоны (закрепляющиеся на одежде);
  • головные гарнитуры;
  • настольные микрофоны (микрофоны ручные на подставке, микрофонные пульты, микрофонные пульты с длинной и гибкой «гусиной шеей»);
  • микрофоны для скрытого размещения.

Выбирая подходящий микрофон, следует особенно хорошо понимать, насколько далеко будет перемещаться человек, который его использует от точки, к которой микрофон подключен. Именно от выбора проводного или беспроводного микрофона, в том числе будет зависеть будущий комфорт спикера или исполнителя.

Профессиональные микрофоны