Высокие требования предъявляются как к самому оборудованию, так и к техническому решению. Необходимо учитывать акустику зала, построить простое и эффективное управление всем комплексом различных мультимедиа систем.
Звуковое оборудование
- источники звука (вокальные и инструментальные микрофоны, микрофоны для выступающих и оркестра и др.)
- устройства обработки звука (усилители, эквалайзеры, микшеры)
- устройства воспроизведения звука (линейные массивы и громкоговорители, сабвуферы и сценические мониторы)
Световое оборудование
В современных залах используется, в основном, управляемое световое оборудование. Это световые приборы самого широкого спектра — от софитов и прожекторов, создающих основной цветовой тон, до светильников для занавеса и задника, а также специальных приборов, создающих спецэффекты.
Софиты
Прямо над основным пространством сцены располагаются штанги с осветительными приборами, которые называют софитами (от итальянского soffite – потолок). Количество софитов прямо пропорционально глубине сцены. Именно они «заливают» ее светом.
Кроме того, софитами называются также приборы, которые крепятся на потолке зрительного зала и светят спереди и сверху. Иначе их называют «контрсофитами». Они позволяют осветить лицо и фигуру человека, высветлив тени, которые неизбежно дает направленный, пусть и под углом, но все же верхний свет основных софитов.
Роль софитов выполняют как отдельные прожекторы, так ряды светодиодов, которые дают наиболее ровный свет.
Приборы для подсветки задника
Отдельный блок световых приборов подсвечивает задник сцены. Это могут быть как отдельные источники, так и светодиодные ленты, дающие ровный свет. В идеале задник, так же, как и авансцена, должен подсвечиваться и сверху, и снизу.
Световые пушки
У стены противоположной сцене часто располагается одна, две или три световых «пушки», которые посылают на сцену яркие лучи света для выделения того, на что обращают внимание зрителя. Традиционно «пушка» не входит в общую систему управляемых источников. Ее луч направляется прицельно «вручную», но в современных системах освещения управляемые световые пушки могут быть встроены в штангу как с софитами, так и с контрсофитами, что дает дополнительные возможности художнику по свету.
Второстепенные световые приборы
Приборы, создающие специальные эффекты
Сканеры — приборы, способные дотягиваться лучами до любой точки зала. Довольно быстрое движение луча света достигается посредством вращения небольшого зеркала, притом, что сам источник остается на месте.
Приборы типа «Звездное небо» проецируют разбросанные в пространстве лазерные лучи, которые распространяются по всему пространству зала.
Гобо-проекторы — проекторы, которые разбрасывают множество лучей и проецируют динамические узоры.
На «вращающихся головах» иожно построить почти весь сценический свет, но в силу стоимости, их обычно используют как второстепенные специальные приборы. Вращающаяся голова может менять цвет (в пределах 256 оттенков) и, подобно сканеру, может обходить своими лучами все пространство, при этом, в отличие от сканера, угол ее вращения гораздо шире.
Управление светом
Для управления световыми приборами и создания уникальных световых картин применяются электронные световые пульты управления с микширующими функциями. С помощью этих приборов, благодаря функциям изменения цвета и яркости, оператор может получать различные цвета и оттенки. Благодаря цифровому кодированию палитры и управления по протоколу DMX, световой пульт в считанные мгновения может вызывать из памяти предустановленные оттенки цвета.
Цветовой микшер может быть как аппаратным, так и программным. С помощью встроенных диммеров (плавных регуляторов) оператор меняет яркость, как отдельных приборов, так и групп светильников. Кроме того, осветитель имеет возможность регулировать как скорость, так и траекторию движения лучей таких приборов как, например, звездное небо.
Дым-машины
Для того, чтобы лучи света можно было видеть, а цветовая «заливка» была более насыщенной в концертных залах используются дым-машины. Эти небольшие устройства стали неотъемлемой частью современного оборудования сцены концертного зала. Различают три типа дым-машин:
- с нагретым паром: для создания восходящих потоков «дыма»;
- с охлажденным паром: для создания эффекта плотных стелющихся слоев внизу сцены;
- «Туман — машины»: эти устройства создают равномерную дымку, позволяя максимально подчеркнуть визуальные эффекты стробоскопа или лазерного проектора.
Механика сцены
В эту группу систем оборудования входят все подвижные части самой сцены. На сцене современного концертного зала их может быть довольно много: это и поворотный круг с кольцом, располагающийся по центру сцены и позволяющий быстро сменять декорации, и различные подъемные платформы, которые позволяют создавать специальные ниши (оркестровую яму или хоры).
Базовая механика сцены
Не во всех концертных залах нужны самодвижущиеся платформы под оркестровую яму и поворотный круг. Далеко не везде играет оркестр, или поет хор. В качестве базового набора механических приспособлений, обычно устанавливается оборудование для движения антрактно-раздвижного занавеса. В этот минимум входят обычно также штанкетные подъемы, на которые подвешиваются как декорации, так и кулисы.
Усовершенствованное механическое оборудование
Обычно это оборудование используется в кино-концертных залах регионального или федерального значения. К нему относятся:
Эти механизмы располагаются на основном пространстве сцены и предназначены, в основном, для быстрой смены декораций. Однако, помимо основной чисто технической функции, они выполняют и художественные задачи. К примеру, с помощью этих механизмов символические имитируется движение в пространстве.
Подъемно-опускные платформы предназначены для организации пространства сцены под различные типы мероприятий. Так, к примеру, под выступление в сопровождении хора опускает передняя платформа и поднимается платформа у задника.
Механизм для движения сцены в горизонтальной плоскости
Этот механизм позволяет имитировать движение массивных объектов по направлению к зрителю. Так, к примеру, с его помощью на сцену может въехать «корабль» или «поезд».
Эта моторизированная техника, под управлением электродвигателей, выполняет работу по передвижению штанкетных подъемов, декораций, вращению частей сцены, открыванию занавеса. Посредствам системы управления, центрального контроллера и периферийных управляющих устройств, оператор зала получает возможность не только включать/выключать моторы с помощью реле, но и влиять на скорость движения подвижных частей сцены.
Система видеоотображения
Основные типы видеооборудования концертного зала:
- Центральный экран видеоотображения
- Вспомогательные видеоэкраны
- Технические средства видеоотображения
Для нормальной работы оператора концертного зала необходимо не менее трех мониторов:
- монитор интерфейса управления
- монитор предпросмотра заранее подготовленного контента
- монитор состояния дублирующих экранов
Технологическое телевидение
В комплекс систем оборудования входят видеокамеры и вспомогательное оборудование (экраны, подвесы, площадки для операторов). При подключении режиссерского пульта, можно осуществлять телетрансляцию и видеосъемку события.
Система аудио/видеозаписи
Специальные цифровые устройства (рекордеры) позволяют как документировать происходящее на сцене, так и профессионально записывать звук и видеопоток для дальнейшей обработки и воспроизведения. Особенно часто эта технология звукозаписи используется при записи хоров или оркестров, где записать каждую дорожку по отдельности, а затем свести все вместе представляет собой очень сложную задачу.
Система коммутации
Простейший пример работы коммутатора – переключение во время шоу заранее смонтированного видеоряда на изображение камер технологического телевидения, которые позволяют увидеть в деталях происходящее на сцене.
В концертных залах обычно используются так называемые «бесподрывные коммутаторы». Они не оставляют на экране «черного поля» при переключении сигналов источников.
Система управления
Современная система управления позволяет также оптимизировать расходы на обслуживание и отказаться от дополнительных модулей управления.
Радиосвязь
Сигнал голосовой связи обычно передается в наушник в тот же канал, в который поступает и общий смикшированный сигнал со сцены.
Радионаушники также могут выполнять роль уменьшенных сценических мониторов, позволяя участникам представления слышать самих себя.
Операторская комната
- звукооператор
- оператор световых приборов
- режиссер телетрансляции
- режиссер мероприятия
Основные виды оборудования операторской комнаты:
- световой микшер
- аудиомикшер
- видеокоммутатор с графическим интерфейсом
- режиссерский пульт
- интерфейс управления видеоконференцсвязью
- мониторы предпросмотра контента
- мультимедийный плеер
Проектирование концертного зала
Наши заказчики
Этапы реализации проекта
Наши преимущества
Наши партнеры
Кроме гарантии и надежности устанавливаемых мультимедиа систем, это также дает возможность подобрать оборудование, наилучшим образом подходящее под конкретный проект, в том числе возможность установки систем, скомплектованных под конкретный объект, с его специальными требованиями.